Полина Морозова (krim_aquarius) wrote,
Полина Морозова
krim_aquarius

Через лес к ледопаду

В Крым пришли морозы! Да не какие-нибудь -2, -3, а до -20! Таких холодов в нашем южном крае не наблюдалось уже многие десятилетия. Редкий обыватель в такую погоду без особой надобности высунет свой нос за пределы хорошо натопленного жилища. Да, избалованы мы, крымчане, теплым солнышком. Вот только романтикам-туристам все равно не сидится дома. И все нам нипочем: ни морозы жгучие, ни гололед на дорогах, ни проблемы с транспортом. "Зачем", спрашиваете? А затем, чтобы успеть, застать, увидеть, насладиться тем волшебством, которое сотворит на короткий срок волшебник мороз. Через несколько дней потеплеет, растает сказочная красота, потекут реки по тропам, дорогам, долинам... Так, что ловим момент, друзья, и в путь!

Еще сидя в кресле на высоте 10 тыс. м н.у.м., слушая прогноз бортпроводника, который сообщил о -15 в Симферополе, решила, что нужно непременно пойти на какой-нибудь водопад. Несколько дней мучил вопрос "на какой именно?" В голове крутились два варианта, остальные в связи с ситуацией на дорогах отпали сами собой. К вечеру четверга окончательно укрепился вариант Серебряных струй, что за селом Соколиное рядом с Большим каньоном Крыма. Действительно, и дойти реально, всего 6 км туда и столько же обратно, и дорога туда прямая, практически без перепадов высот, следовательно, проблем с транспортом не должно быть. К тому же, этот самый фотогеничный водопад Крыма быстрее всех замерзает.
Утро 9 января 2015 года. В Симферополе за окном -14. Из теплых объятий одеяла вылезать все-таки не хочется. Последнее решающее усилие и понимаю, что немного проспала. Придется поторопится и ограничиться минимальным завтраком. В голове мысль: "Вовремя бы добраться до автостанции". Около девяти утра уже беру билет в кассе. Отправление в 9-10 "Симферополь-Соколиное", место "13" - все будет замечательно!
В автобусе хотелось включить отопление в минимальном режиме. На стеклах живописные витиеватые морозные узоры. Оттого ничего не вижу за окном. По двум резким поворотам машины понимаю, что приехали на автостанцию города крымских ханов. В Бахчисарае ко мне подсаживается моя попутчица из Севастополя. Договорились еще вечером. Через десять минут отправляемся дальше.
После холодного автобуса в Соколином наглухо застегнули все, что было на нас одето и энергично двинулись в путь по асфальтовой дороге, ведущей на плато Ай-Петри. На выезде из села пост ДПС - дорога закрыта, пропускают только полноприводные авто. Мы идем дальше.
Постепенно в процессе движения начинаем отогреваться и ощущать всю красоту зимней природы вокруг. Вот слева по ходу движения меж голых ветвей появился бывший охотничий домик князя Юсупова, теперь в этом здании интернат.

Хорошо идти по безлюдной дороге: под ногами чистое белое хрустящее покрывало, заснеженные деревья обрамляют дорогу, вьющуюся вдоль ущелья образуя сказочный коридор.

Иногда мимо проедет какой-нибудь джип, но после снова воцаряется звенящая тишина.

Вдоль дороги, как ориентиры, стоят на расстоянии друг от друга два старинных дуба-великана. Это остатки некогда мощных дубовых лесов на территории Крыма. Теперь они служат оригинальным дополнением к привычному пейзажу буково-грабовых лесов.

На открытых участках шоссе над головой возвышаются величественные громады массива Бойка, Орлиного Залета и остроконечной Сююрю-Кая.

На этом изгибе дороги решаем перекусить. Чтобы отдых стал комфортнее на портативной горелке слегка подогреем свой туристский рацион.

Ну вот, что-то получилось! Даже вид огня в морозную погоду согревает.

Поели, согрелись, идем дальше.

Внизу шумит река - это Коккозка, образованная от слияния Сары-Су, на которой расположена цель нашего зимнего визита, и вытекающей из Большого каньона Аузун-Узень.

Наконец, за очередным поворотом горного серпантина показалась табличка "Большой каньон".

Заходим в своеобразный "туристический городок". Зимой здесь редко можно встретить человека, в основном, все устремляются наверх, на плато, к лыжным, саночным и другим трассам.

Архитектура здешних строений различна и оригинальна. Крыши повторяют очертания окрестных гор.

Мы свернули вдоль левого истока Коккозки - к ущелью Сары-Су. Сразу замечаем, сколько платили посетители, приходящие сюда летом, в засушливое время. Но нам повезло, в зимнее время года здесь никто денег не берет.

Мы свернули с асфальтовой дороги на грунтовую. Поднимаемся над ущельем. Здесь снега еще больше и вот тут-то и начинается настоящая сказка.

После затяжного подъема предлагается отдых под покровом заснеженной ветки, но мы то не устали, нам бы дойти!

Спускаемся к речке. Вся она усыпана красивыми снежными "розочками".

Опять слияние. Это два рукава одной речки.

Проходим по мостику и поднимаемся по тропе вдоль левого.

Холодный ветер периодически сдувает с крон деревьев потоки снежной пыли. Получается как в тумане.

До цели нашего путешествия остаются последние метры. Сердце усиленно бьется в груди. Замерз или не замерз?! Вот в речке кое-где показался кусочек льда - надежда есть! Подходим к столику, здороваемся, поздравляем с праздниками, желаем приятного. И вот!

Водопад Серебряные струи во всей своей зимней морозной красе! С шикарной ледяной юбкой или бородой, кому как больше нравится. Фотографируем его со всех сторон.

В гроте под водопадом настоящая гирлянда их огромных свисающих со свода сосулек, но не будем нарушать целостность и гармонию природы своим присутствием. Полюбуемся на все снаружи.

Многообразие форм и размеров льда завораживает.

От водопада вдоль ручья поднимаемся к Юсуповскому пруду.

На удивление, ни сам пруд, ни вытекающий из него поток не замерзли. Ледяные натеки лишь обрамляют выход воды.

И снова игра ветра.

Красиво смотрится озерцо в окружении снежных вершин и крон.

Решаем здесь пообедать и оказываемся не одни.

Что ж, придется делиться.

На спуске вдоль правого рукава нашей речки вновь попадаем в зимнюю сказку.

И вот уже знакомый мостик и знакомое слияние двух рукавов одной речки.

И снова дорога, и пост ДПС, и автобус, на последний рейс которого пришлось таки поспешить, и опять место "13" - день удался! А завтра меня ждет день рождения на восточном склоне Чатыр-Дага.

И напоследок видео ледяных струй.

Полина Морозова
Tags: Ай-Петри, Бахчисарай, Крым, Серебряные струи, Соколиное, водопад, зима, лед, мороз, река, снег, ущелье